Это очень интересное время. С одной стороны — люди застряли в ситуации, лишились возможности работать. И кроме того, изоляция это вызов — ведь у нас по-прежнему есть все наши органы чувств, но мы лишены возможности контактировать напрямую, физически.
И важно здесь то, что сейчас мы можем все переосмыслять.
Сейчас каждый день появляются новые инициативы: проекты, идеи, подходы. И хотя эти инициативы вынужденные — радует, что люди ведут себя очень изобретательно.
Как никогда раньше люди стремятся быть друг с другом — именно из-за того, что такой возможности нет. Но ведь у нас по-прежнему в распоряжении наше собственное тело, органы чувств. К примеру, все новые эмоциональные опыты, связанные с едой, мы привыкли получать где-то и от кого-то. Сейчас же нам нужно понять, как этот эмоциональный опыт обеспечить себе самостоятельно. Это тоже вызов, ведь люди начали отвыкать готовить.
Я надеюсь, что в результате сегодняшней истории люди начнут более осознанно относиться к возможностям еды, к ее ресурсу — и будут обращаться с пищей, используя свое воображение.
Сегодня очевидно, что привычка к нездоровой еде вредна не только для людей, но и для всей планеты. Очень бездумно мы ели. А сейчас мы можем, самое время для этого, создавать новую культуру, без еды плохого качества, без дорогой еды или вредной для планеты. Мы можем есть очень просто — но получать при этом очень интересный и ценный опыт.
Мы можем использовать еду как новую форму искусства. Не просто как нечто сытное и питательное — как радующее нас и вдохновляющее.
Настало время для изменений. Нужно открывать новые формы и ритуалы принятия такой пищи, которая полезна, проста, учитывает интересы планеты и легко возобновляема.
Но я считаю, что к любым изменениям нужно подводить только через удовольствие и радость. И вот здесь крайне важно воображение, наша креативность.
Сейчас в Нидерландах мы все еще лишены возможности получать ресторанный опыт — все закрыто. Но именно эта ситуация запустила массовый сервис доставок, доставляют сейчас даже рестораны с мишленовскими звездами. Никогда ранее этого не случалось! И многие люди, что не могли позволить себе попробовать качество мишленовской еды до карантина (это и дорого, и месяцы очередей) — такую возможность теперь получили. Высокая кухня вдруг стала доступна. Это хорошо — ведь это доступ к новому эмоциональному опыту.
Некоторые рестораны начали сейчас зарабатывать даже больше, чем до кризиса — ведь они теперь не ограничены четырьмя стенами.
Есть предложения, когда блюда доставляются вместе с плейлистами — вам рекомендуют музыку, которую лучше слушать во время еды, то, что вы бы услышали в ресторане. Или же вам предлагают аудио истории. Или инструкции, как вы можете воссоздать в доме ресторанную обстановку — вот такие новые предложения. Люди вместе с ресторанами становятся со-создателями атмосферы своих ужинов.
Сейчас, когда я читаю онлайн лекции своим студентам — я тоже даю им такие задания: разработать новые ритуалы на время изоляции. Такие ритуалы, чтобы люди могли получать новые сенсорные опыты, даже находясь в одиночестве. Ведь самое важно — продолжать чувствовать.
Еще кастомизируются сами средства доставки. По городу снуют смешные машинки с доставкой хлеба, также много креативных, уникальных велосипедов.
Люди начали присылать друг другу маленькие подарочные коробочки с едой, съедобные открытки — знаки внимания.
Это такая обратная реакция — чем более мы лишены возможности соприкасаться с жизнью и ощущениями — тем больше внимания уделяем вот таким чувственным деталям. Такие сенсорные знаки внимания — это очень красиво, я считаю.
И поэтому сейчас люди могут хорошо изучить, как на их органы чувств воздействует еда, наработать этот эмоциональный опыт, и по возможности сохранить его, когда изоляция закончится.
Еще очень забавно, что наши дети всегда рядом с нами во всех рабочих ситуациях. Ведь обычно профессиональные встречи не предполагают присутствия детей. А сейчас — мои дети со мной на всех встречах, дети моих партнеров — тоже. И это здорово, это возвращает нас к осознанию, что прежде всего мы — просто люди, мы не можем, не должны ассоциироваться во взрослых жизнях только с теми ролями, что мы играем как профессионалы.