Интервью
Мария Фогельзанг — про еду и возможности во время кризиса
Мария Фогельзанг — всемирно известный food-designer (дизайнер еды).
Вернее — eating designer, поскольку работает с едой не как с материалом, а как с языком общения, который тесным образом связан с культурой, обществом, политикой и природой. Ведь саму по себе еду уже создала природа и сделала это великолепно, — говорит Мария.
Мария курирует факультет «FOOD NON FOOD» в академии дизайна Эйндховена, разрабатывает концепции ресторанов, создает программы для госпиталей, инициирует социальные проекты.
Кураторские проекты Фогельзанг известны во всем мире, а ее лекции слушают в Нью-Йорке, Кейптауне, Бейруте, Бангкоке, Дубае, Киеве, Лондоне, Токио, Берлине, а также в Норвегии и Румынии. Марайа считает своей миссией обучать людей, правительства и пищевые компании сути еды, чтобы исправлять сложности и проблемы, связанные с неравномерным доступом к продуктам в мире (пресыщение/голод). Ведь обе эти крайности приводят к утрате понимания истинного глубокого смысла пищи.
К каким изменениям в сфере ресторанов, пищевой промышленности и креативных отраслей Нидерландов привела мировая ситуация с COVID 19?
Это очень интересное время. С одной стороны — люди застряли в ситуации, лишились возможности работать. И кроме того, изоляция это вызов — ведь у нас по-прежнему есть все наши органы чувств, но мы лишены возможности контактировать напрямую, физически.

И важно здесь то, что сейчас мы можем все переосмыслять.

Сейчас каждый день появляются новые инициативы: проекты, идеи, подходы. И хотя эти инициативы вынужденные — радует, что люди ведут себя очень изобретательно.

Как никогда раньше люди стремятся быть друг с другом — именно из-за того, что такой возможности нет. Но ведь у нас по-прежнему в распоряжении наше собственное тело, органы чувств. К примеру, все новые эмоциональные опыты, связанные с едой, мы привыкли получать где-то и от кого-то. Сейчас же нам нужно понять, как этот эмоциональный опыт обеспечить себе самостоятельно. Это тоже вызов, ведь люди начали отвыкать готовить.

Я надеюсь, что в результате сегодняшней истории люди начнут более осознанно относиться к возможностям еды, к ее ресурсу — и будут  обращаться с пищей, используя свое воображение.

Сегодня очевидно, что привычка к нездоровой еде вредна не только для людей, но и для всей планеты. Очень бездумно мы ели. А сейчас мы можем, самое время для этого, создавать новую культуру, без еды плохого качества, без дорогой еды или вредной для планеты. Мы можем есть очень просто — но получать при этом очень интересный и ценный опыт.

Мы можем использовать еду как новую форму искусства. Не просто как нечто сытное и питательное — как радующее нас и вдохновляющее.

Настало время для изменений. Нужно открывать новые формы и ритуалы принятия такой пищи, которая полезна, проста, учитывает интересы планеты и легко возобновляема.

Но я считаю, что к любым изменениям нужно подводить только через удовольствие и радость. И вот здесь крайне важно воображение, наша креативность.

Сейчас в Нидерландах мы все еще лишены возможности получать ресторанный опыт — все закрыто. Но именно эта ситуация запустила массовый сервис доставок, доставляют сейчас даже рестораны с мишленовскими звездами. Никогда ранее этого не случалось! И многие люди, что не могли позволить себе попробовать качество мишленовской еды до карантина (это и дорого, и месяцы очередей) — такую возможность теперь получили. Высокая кухня вдруг стала доступна. Это хорошо — ведь это доступ к новому эмоциональному опыту.

Некоторые рестораны начали сейчас зарабатывать даже больше, чем до кризиса — ведь они теперь не ограничены четырьмя стенами.

Есть предложения, когда блюда доставляются вместе с плейлистами — вам рекомендуют музыку, которую лучше слушать во время еды, то, что вы бы услышали в ресторане. Или же вам предлагают аудио истории. Или инструкции, как вы можете воссоздать в доме ресторанную обстановку — вот такие новые предложения. Люди вместе с ресторанами становятся со-создателями атмосферы своих ужинов.

Сейчас, когда я читаю онлайн лекции своим студентам — я тоже даю им такие задания: разработать новые ритуалы на время изоляции. Такие ритуалы, чтобы люди могли получать новые сенсорные опыты, даже находясь в одиночестве. Ведь самое важно — продолжать чувствовать.

Еще кастомизируются сами средства доставки. По городу снуют смешные машинки с доставкой хлеба, также много креативных, уникальных велосипедов.

Люди начали присылать друг другу маленькие подарочные коробочки с едой, съедобные открытки — знаки внимания.

Это такая обратная реакция — чем более мы лишены возможности соприкасаться с жизнью и ощущениями — тем больше внимания уделяем вот таким чувственным деталям. Такие сенсорные знаки внимания — это очень красиво, я считаю.

И поэтому сейчас люди могут хорошо изучить, как на их органы чувств воздействует еда, наработать этот эмоциональный опыт, и по возможности сохранить его, когда изоляция закончится.

Еще очень забавно, что наши дети всегда рядом с нами во всех рабочих ситуациях. Ведь обычно профессиональные встречи не предполагают присутствия детей. А сейчас — мои дети со мной на всех встречах, дети моих партнеров — тоже. И это здорово, это возвращает нас к осознанию, что прежде всего мы — просто люди, мы не можем, не должны ассоциироваться во взрослых жизнях только с теми ролями, что мы играем как профессионалы.
Вы запустили новый курс — проект «Sensitive Pirates» (Чувствительные Пираты), расскажите о нем.
Я начала этот курс вот почему. Уже некоторое время я веду свои основные курсы по eating design. И вот, во время Covid меня осенило, что мы всегда говорим на лекциях непосредственно про профессию дизайнера. Но никогда не говорим о том, что стоит за ней.

Ведь я использую очень много инструментов и практик, чтобы сохранять творческое состояние. Специальные медитации (я — сертифицированный тренер медитации), другие инструменты для креативности.

Ведь сейчас я нахожусь на своем уровне способности и желания заниматься дизайном прежде всего потому, что у меня есть определенная ментальная свобода, а еще — потому что я в балансе между своими тремя детьми, личной жизнью, друзьями, состоянием моего тела и нахождением вне стресса. Это все наработки! Я хорошо знаю, что такое стресс, раньше его у меня было много.

Огромную важность имеет то, с какой легкостью и спокойствием ты принимаешь любую информацию, что приходит к тебе.

И выходит, что с одной стороны я всегда знала ценность этого состояния, этих инструментов и практик, а обучала я только результату этого — возможности заниматься дизайном. Но хороший дизайн и работоспособность — это результат правильного состояния.

И потому сейчас я решила начать обучать таким практикам и инструментам, что предшествуют процессу design.

Особенно важно научиться взаимодействовать со стрессом людям творческих сфер. Они очень чуткие, чувствительные — в очень красивом смысле этих слов.

Но кроме того, что ваша креативность — это ваша суперсила, это значит также, что вас легко вывести из себя. Еще у творческих людей очень размытые границы между личной жизнью и работой, так во всем мире, не только у голландцев;)

Я поняла, что если я хочу оставить какой след на земле, на что-то повлиять — то моим самым важным вкладом в этот мир будет научить людей жить более творчески, думать более образно.

Ведь, не смотря на то, что более 20 лет я работаю с едой, прежде всего — это работа с людьми.
Самопринятие и безопасность
Очень важно всегда, практически в любой ситуации, помнить, что ты цельный, фактически — ты в безопасности. Это практика самопринятия. Мы на курсах с этим тоже работаем.

С тобой все хорошо, ты можешь быть спокоен и не бояться. Это такие базовые потребности любого человека. Их нужно научиться в себе поддерживать и хранить, если нужно — возрождать.

Это очень повлияет и на фуд-дизайн в частности, ведь таких людей, в ресурсе, не будет тянуть ни к излишней еде, ни к сахару или алкоголю.
Про будущее
Я буду набирать новые курсы, уже этим летом.

Еще я готовлю новые проекты, часть из них перенесена во времени, но работать над ними уже нужно начинать.

Один из таких проектов, например, проект про голод, для Швейцарии.

Мы ищем метафору смыслу, что людям нужно научиться есть меньше, но с большим удовольствием. Та же насыщенность впечатлений, их интенсивность, может быть достигнута качеством опыта, а не количеством еды.

У нас будет, например, инсталляция, где людям будет предлагаться подержать во рту что-то несъедобное, и вот из этой штуки вдруг будет звучать голос. Фактически — посетители будут слышать историю внутри своей головы…

Но об этом — позже;)
Натуральный обмен
День назад Мария объявила на своей страничке FB (https://www.facebook.com/marije.vogelzang), что она, наконец, возобновила свои гончарные занятия, и скоро созреет новая керамика. С теми, кто не может пока покупать, Мария готова обмениваться - на что-то хорошее.

Creascope не возбраняет перепосты и даже приветствует. Но с указанием нашего сайта как первоисточника
Полина Логвинова
Автор

все фото предоставлены студией Марии Фогельзанг