Интервью
Оптимизм Сесиль Пуаньян
Интервью о прогнозах посткризисных изменений, которые ожидают индустрии путешествий и гостеприимства, по мнению опытного тренд-аналитика и фокастера из Франции.
Фото Kate Remmer
Что произойдет после снятия карантина с теми глобальными трендамив индустрии путешествий, о которых вы говорили ранее?
Я думаю, что кризис, в котором мы все сейчас находимся, трансформирует абсолютно все, абсолютно все, абсолютно все — мы должны произнести это минимум три раза. Это означает, что все, что мы знали в мире прежде, будет другим. Эффект будет ощутим на всем. Это и экономический кризис, который продлится много лет, и кризис мировоззрения. Влияние будет тотальным. Конечно, не в последнюю очередь кризис затронет путешествия. До сих пор люди путешествовали главным образом самолетами. Делать это так же часто, как раньше мы уже не сможем. Например, чтобы полностью продезинфицировать от вируса один самолет необходимо от 6 до 8 часов. Я не представляю, как авиакомпании собираются это делать. Кроме того, в самолете невозможно соблюдать социальное дистанцирование. На данный момент все, от ресторанов, beauty-продуктов, транспорта, путешествий, fashion, до образования и т. д., все нуждается в изменениях из-за кризиса, в котором мы оказались.

Сложно представить, какое будущее ожидает индустрию путешествий. Я думаю, что намного меньше людей будут отправляться в путешествия. Международное сообщение с Италией восстановится, возможно, в декабре. Возможно, позже. Я думаю, что глобальный режим перемещений по миру, по работе или на отдых, будет совсем другим, нежели прежде. Люди будут чаще отправляться в локальные путешествия внутри страны, своего региона. Многие будут еще долго избегать больших собраний людей, отелей, ресторанов… Например, во Франции рестораны, бары, дискотеки будут закрыты по меньшей мере до сентября. То же касается многих европейских стран. Игра изменится совершенно. Полностью.
При всех тех изменениях, которые нас ожидают, сформулированные вами в 2018 году тренды — Quiet attitude/ Art of craft/ Intense life/ New luxury - кажутся, тем не менее, вполне жизнестойкими в новых условиях. Вы так не думаете?
Я не знаю. На самом деле, не знает никто. Те, кто утверждает, что знает, что нас ждет, слишком самоуверенны или, возможно, у них есть хрустальный шар (смеется — прим. ред.). Все, что мы знаем сейчас про будущее — то, что мы ничего не знаем. Нам придется жить с этим вирусом год, а может и два, пока не разработают вакцину. До сих пор мы каждый день открываем для себя о нем что-то новое, что отличается от того, что мы знали накануне. Вчера мы думали, что возможно выработать иммунитет против вируса, сегодня мы читаем, что даже однажды переболев, мы не защищены от повторного заражения и т. д. Это значит, что мы должны будем носить маски и соблюдать дистанцию в публичных местах постоянно. Соответственно, нельзя будет пойти в ресторан, в кино и т. д. Поэтому, мне кажется, думать об этом бизнесе в рамках тех глобальных трендов, которые мы называли раньше, не реалистично. Все бизнесы нуждаются в изменениях. Рестораны пытаются выработать новую систему для своего функционирования, вводят доставку, если ее прежде не было, организовывают онлайн-курсы по кулинарии, продают ингредиенты для своих блюд. Я думаю, что каждый бизнес изобретается сейчас заново. Никто не захочет сесть в самолет лишь ради того, чтобы съездить на пять дней, скажем, в Нью-Йорк. Эти времена прошли. Возможно, через два года мы сможем вернуться в какой-то степени в ту ситуацию, которая была «до», но на протяжении долгого времени мы должны будем жить с этим вирусом, он будет заражать, убивать людей. Единственное, что можно сказать с уверенностью — это длительный процесс. Люди тратят меньше денег и в основном — на еду и лекарства. Это значит, что и после карантина они будут стараться работать удаленно, делать все, что возможно, самостоятельно — например, печь хлеб. Сегодня все пекут хлеб дома, вы заметили?

Я думаю, что большинство пересмотрит свои жизненные приоритеты и ценности. Что для меня по-настоящему важно? Любовь, семья, свобода, деньги, работа? Каждый задумается об этом. Мы знаем, что следствием любого серьезного мирового кризиса в прошлом — 11 сентября, экономического кризиса 2008-го и т. д., было изменение ментальности. Сегодня мы переживаем нечто, чего не случалось прежде. Таких глобальных пандемий, распространившихся по всему миру, мы раньше не знали. Поэтому я не думаю, что мы можем взять те же прогнозы, которые были сформулированы «до», и сказать: «ОК, после все пойдет по старому сценарию».
То есть речь идет об изобретении всего заново?
Речь об адаптабельности, гибкости, постоянном движении и изменениях. Многие бизнесы должны будут найти способ изобрести себя заново. Каково будущее ресторанов, если люди не смогут сидеть рядом друг с другом и не носить маски? К тому же мы знаем, что этих мер недостаточно, если в помещении есть система кондиционирования. Очень многие компании будут вынуждены искать для себя другие способы делать свой бизнес или, возможно, закроют свои двери. Нас ожидает серьезный экономический кризис. Это значит, что многие потеряют работу, многие уже ее потеряли, многие будут испытывать страх остаться без средств к существованию. Поэтому я не уверена, что, когда карантин закончится, все будут тратить деньги, как прежде. Жизненные приоритеты изменятся, люди поймут, что самое важное — семья, друзья, соседи, те, кто рядом с тобой, те, кто может помочь, поддержать, и то, что вокруг тебя. Это серьезные изменения в ментальности и длительный процесс.

Когда мы выйдем после карантина, мы окажемся в мире, где все боятся всех, боятся приблизиться к другим людям, избегают публичного транспорта. Многие города по всему миру уже пытаются найти решения для выделения большего количества дорожек для велосипедистов и пешеходов, все, у кого есть машины, будут ими активно пользоваться. Городские власти в США, Франции готовятся к переменам в способах передвижения по городу, думают об организации площадок для работы на свежем воздухе. Многие города уже озаботились проблемой локального производства продуктов питания, так как до сих пор большая часть завозилась из других стран. Сейчас 6 из 10 фур не могут доставить груз. Это значит, что вся мировая система обеспечения нарушена из-за пандемии. В fashion-индустрии в стоках скопились коллекции весна-лето 2020, и компании не знают, что с ними делать. Этой одеждой может так никто и не заинтересоваться, потому что ее некуда носить.
Нам фактически надо будет построить новый мир?
Нам надо будет сохранить из имеющегося то, что применимо в новой реальности, найти в прошлом релевантное и забытое и использовать. И построить в настоящем гибкие, легко адаптируемые к изменениям системы, потому что, к сожалению, есть большая вероятность, что нынешняя пандемия не последняя. Она первая столь глобальная, но через пару лет может случиться следующая. Мы должны найти способы для адаптации себя, своих бизнесов, своего стиля жизни к условиям пандемии. Мы должны изобрести что-то новое, с другими ценностями, другими приоритетами, способами делания. Должны задуматься о локальных производствах всего необходимого для жизни.
Звучит не очень оптимистично, но мы должны подготовиться к жизни в другой реальности.
Речь не об оптимизме или пессимизме, надо быть реалистами. Многим сложно сегодня представить те перемены, которые нас ожидают после окончания карантина через месяц или два. Существует пандемия, от этого вируса нет лекарства или вакцины. Я бы не хотела, чтобы мое интервью звучало пессимистично. Это то, что с нами происходит, наша реальность. Но, с другой стороны, открывается много возможностей делать более значимые вещи, возможностей понять свои фундаментальные ценности, задуматься о смысле жизни, определить цели, сделать свой вклад в локальные движения и т. д. Да, это сложно, но, кстати говоря, то, что было у нас прежде, было не таким уж прекрасным. Мы жили совсем не в раю.

Что бы мне хотелось сказать напоследок: у нас много возможностей изменить свою жизнь к лучшему. Если вы дизайнер, подумайте, что вы можете спроектировать полезного и эффективного. Если у вас есть ресторан, подумайте, что вы можете сделать для людей сейчас, обладая своими знаниями о приготовлении пищи, о вкусах и об ингредиентах разных блюд. Возможно, будущее ресторанов — в помощи в поиске лучших ингредиентов, обучении самостоятельному приготовлению. Да, как раньше уже не будет, но не стоит этого бояться. Надо увидеть возможности в переменах, выстроить новые ценности, новые системы, связи и солидарность с другими людьми. Для меня это широкая дорога возможностей и повод задуматься о том, что действительно важно. Так что будущее мне видится, в каком-то смысле, оптимистичным. Нас ждет сложное время, но, если нам удастся найти новые решения, удовлетворить новые нужды, создать значимые проекты, с заботой о людях, оно может стать очень продуктивным и наполненным.
Будем надеяться, что нам удастся использовать эту возможность с умом.
Я думаю, что сделать это — наш долг. Мы должны направить свою энергию на то, чтобы построить лучшую реальность, чем та, которая была раньше. У нас появилась возможность открыть и написать новую страницу о том, что наиболее важно для каждого из нас. Мы должны постараться объединиться и сделать это сообща. В наших силах принять новые условия и сделать свою реальность лучше, вместо того чтобы рыдать над потерянным прошлым. Как всегда, все дело в точке зрения на проблему.
Интервью подготовила Катерина Ошемкова