Уже многие высказались о возможных последствиях пандемии. Я думаю, что не в последнюю очередь изменится наше представление о собственных потребностях. Мы, наконец, поймем, чего нам не хватает, а в чем, наоборот, существует переизбыток. Наши нужды будут существенно пересмотрены.
В презентации о «Новом материализме» говорилось об увеличении интереса к таким материалам, как стекло, камень, бумага, дерево. О том, что возвращается интерес к искусствам и ремеслам, к локальному ремесленничеству, что вызвало особенный интерес у киевской аудитории, потому что ваш регион богат традициями. Многие техники и материалы были забыты, долгое время не использовались, и их возвращение в современный быт происходит на наших глазах. Активизируется с новой силой ткачество, в частности, льняное, конопляное, шерстяное. Наблюдается камбэк локальной креативности, и для вашей страны этот процесс сейчас особенно актуален. Возрождение началось за счет активности молодого поколения, проявившего себя во время политического кризиса в Украине. Активности, которая привела к появлению локального мейкерства, гастрономии и пр. Мы видим, как новое поколение преобразовало местный рынок еды. Даже дизайнеры занимаются теперь приготовлением вина, настоек, хлеба. Это влечет за собой и обновление коммуникационного дизайна, графики.
Сейчас вам надо лишь подхватить все эти направления и делать еще больше, чем прежде. Использовать, как фундамент для новых мастерских, новой деятельности, новой экономики, а также для образования, школ. К тому же это очень естественное развитие, когда традиции прошлого находят продолжение в чем-то новом, удовлетворяют новые потребности и выходят на новый уровень. У вас для этого все есть. Два года назад, когда я был в Киеве, я посетил одну из ярмарок и там было так много творческих людей, этники, жизнерадостной молодежи.
Я думаю, что в ситуации нынешнего кризиса, связанного с пандемией, новый материализм становится еще более осязаемым и получает еще больше признания, чем раньше. Кризис нас застал в момент крайней глобализации, которая превратилась в серьезную проблему, и необходимость возвращения к локальному производству стала очевидной. У нас должна быть возможность контролировать ситуацию, быть более независимыми на местном уровне, чтобы быстро реагировать на любые внезапные вызовы. В результате климатических изменений уже начало меняться мышление в этом направлении. Все, что происходит сейчас, на самом деле зародилось в головах людей уже какое-то время назад. Возможно, не настолько хорошо осознавалось и понималось, а какие-то вещи игнорировались — например, слишком быстрое производство для поддержания избыточного потребления.
Отношение к базовым материалам, я бы даже сказал, взаимоотношения с ними — с глиной, чтобы делать керамику, с тестом, чтобы печь хлеб, — вышли на первый план. Толчком для этого послужили ограничения в тактильных контактах между людьми из-за распространения вируса. Тяга к тактильности, к физическому контакту с разными фактурами — стеклом, деревом, текстилем — приобрела массовый характер. Взаимоотношения с материалом начинаются с прикосновения, с ощущения его грубости или мягкости, холода или тепла, гладкости или шероховатости. И я думаю, что эти взаимоотношения будут более эмоциональными, чем прежде. Через предметы мы будем узнавать людей их создавших и задумавших. Это касается и функциональных предметов для ежедневного использования, и созданных для красоты.
Тактильность позволяет находить внутренние, духовные ценности предмета, будь то керамический горшок, украшения или предметы быта — анимизм самих объектов. Новый материализм связывает нас с прошлым, настоящим и будущим, которое сейчас видится очень неопределенным. Человеку важен мгновенный прямой контакт с простыми материалами, который долгое время упускался из вида, потому что общество заставляли потреблять больше и быстрее. Нам не давали времени на то, чтобы понять или спросить себя, почему эта вещь так дешево стоит, как это возможно, откуда она взялась, где ее произвели и т. д. Наше будущее — об осознанности выбора.